Меню KDT

МЫ ПРОТИВ ВЗЯТОК!


 




ЕНТ

ПАМЯТКА ДЛЯ ТЕСТИРУЕМОГО Скачать памятку

Бүгінгі кенейтілген жиынның мақсаты - мектеп бітірушілерді қорытынды аттестаттау мен Бірыңғай ұлттық тестілеу нысанының өзгеруі. 

  Цель сегодняшнего расширенного совещания – познакомить Вас с изменениями в Типовых правилахпроведения текущего контроля успеваемости,промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в организациях образования, реализующих общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего, общего среднего образования»,утверждённые      приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 16 ноября 2016 года №660.
 
Сегодня на нашем совещании присутствуют руководитель Департамента по контролю в сфере образования по Северо-Казахстанской области Абильмажинов Темиргали Текебасович, заместитель директора компьютерного центра тестирования USTUDYАлжанбек Болысбекович, директора школ, заместители директоров по учебной работе,учителя, ведущие подготовку к ЕНТ и итоговой аттестации,родительская общественность и выпускники 11 класса.
Сегодня на совещании будут рассмотрены 2 вопроса:
  1. Об изменении формата итоговой аттестации выпускников школ.
  2. Единое национальное тестирование 2017 года.
  3. Компания USTUDY. Предоставление услуг в сфере тестирования. 
Қазақстанның әлемдік білім кеңістігіне кіріктіру шеңберінде отандық білімнің бәсекеге қабілеттігін дамытуда «өмір бойы білім алу» тұжырымдамасынан «өмір бойына оқу» қажеттілігін түсінуге көшуге бағдарланған мектептік білім беруді түбегейлі жаңартуды қажет етеді. Білім мазмұнын жаңарту – бұл оқыту әдістерін, бағдарламаның мазмұны мен құрылымын қайта қарау. Енгізудің нәтижесі тұлғаның дамуы үшін қолайлы білім беру ортасын құру болып табылады.
Білім мазмұнын жаңарту еліміздегі білім сапасын арттыруға ғана мүмкіндік бермейді, сонымен қатар Қазақстанның  неғұрлым бәсекеге қабілетті әлемдегі 30 елдің қатарына қосылуын қамтамасыз етеді, білім мазмұнын жаңарту процесінің ұлттық аспектісін осыдан көруге болады.
Жаңа стандарт құзыреттілік тәсілге негізделген: дәстүрлі мектепте болған міндетті меңгеруді талап ететін материалдың  белгілі мөлшеріне емес, күтілетін нәтижеге құрылған.
В рамках интеграции Казахстана в мировое образовательное пространство, развития конкурентоспособности отечественного образования требуется кардинальное обновление школьного образования, ориентированного на переход от концепции «образование на всю жизнь» к пониманию необходимости «обучения в течение всей жизни».
Обновление содержания образования – это пересмотр структуры и содержания программ, методов обучения. Результатами внедрения должно стать создание образовательной среды, благоприятной для развития личности.
Обновление содержания образования позволит повысить не только качество образования в стране, но и обеспечит вхождение Казахстана в число 30-ти наиболее конкурентоспособных стран мира, и в этом заключается национальный аспект процесса обновления содержания образования.
Новый стандарт основан на компетентностном подходе: от ожидаемых результатов, а не от определенного объема материала, подлежащего обязательному усвоению, как это было в традиционной школе.
Прежде всего, это означает изменение восприятия ученика, переход от авторитарности в преподавании, который, к сожалению, пока превалирует в современной школе, к сотрудничеству. Цели обучения становятся общими для ученика и учителя.
В рамках обновления содержания образования меняется и формат итоговой аттестации. Государственный выпускной экзамен –  одна из форм итоговой аттестации обучающихся в организациях среднего образования, являющаяся необходимым условием для получения ими документа государственного образца, свидетельствующего об окончании курса среднего образования. Экзамен будет проводиться в школах.
Единое национальное тестирование – одна из форм отборочных экзаменов для поступления в высшие учебные заведения. Тестирование будет проводиться на базе вузов.
        Экзаменационные материалы основываются на действующих учебных программах для 10-11 классов общественно-гуманитарного и естественно-математического направлений, утвержденных приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115 с изменениями и дополнениями согласно приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 18 июня 2015 года № 393. Формирование базы тестовых заданий для выпускного экзамена и ЕНТ будет осуществляться по материалам учебников, утвержденных приказами Министра образования и науки РК в 2016 году (от 8 января 2016 года № 13; от 6 апреля 2016 года № 251).
 
Организация итоговой аттестации выпускников школ
 
Государственной программой развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы определено, что «в целях совершенствования действующего формата ЕНТ будут предусмотрены разделение процедуры ЕНТ на итоговую аттестацию в школе и вступительные экзамены в вуз, а также расширение использования тестов, ориентированных на определение способностей к дальнейшему обучению, уровня логического мышления, владение английским языком, а также базовых компетенций (функциональная грамотность).
Таким образом, с 2016-2017 учебного года для выпускников школ Республики Казахстан вводится новый формат Единого национального тестирования (далее – ЕНТ), который является вступительным экзаменом в высшие учебные заведения.
На сегодняшний день в школах города обучается 810 учащихся 11-х классов. Для них итоговая аттестация, т.е. государственные выпускные экзамены, будут проводиться в организациях среднего образования.
Закон Республики Казахстан «Об образовании» определяет итоговую аттестацию обучающихся следующим образом: это «процедура, проводимая с целью определения степени освоения ими объема учебных дисциплин, предусмотренных государственным общеобязательным стандартом соответствующего уровня образования».
Согласно Типовым правилам проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в организациях образования, реализующих общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего, общего среднего образования (16.11.2016 г.) (далее – Типовые правила) обучающиеся 11 (12) класса, освоившие общеобразовательные учебные программы общего среднего образования, сдают итоговую аттестацию в виде пяти экзаменов,один из которых – по выбору. 
Итоговая аттестация для обучающихся 11(12) класса проводится в следующих формах:
1) письменного экзамена по родному языку и литературе (язык обучения) в форме эссе;
2) письменного экзамена по алгебре и началам анализа;
3) устного экзамена по истории Казахстана;
4) тестирования по казахскому языку в школах с русским, узбекским, уйгурским и таджикским языками обучения и тестирования по русскому языку в школах с казахским языком обучения;
5) тестирования по предметам по выбору (физика, химия, биология, география, геометрия, всемирная история, литература, иностранный язык (английский, французский, немецкий), информатика).
В музыкальных, художественных школах, а также в школах искусств допускается проведение дополнительного экзамена творческого характера. 
 
Формы проведения экзаменов
  1. по родному языку и литературе(язык обучения школы) проводится в форме эссе. На экзамен отводится 3 астрономических часа.
На выбор выпускников будут предложены 10 тем; конверты с темами эссе вскрываются за 15 минут до начала экзамена;  объем эссе – 250-300 слов. Темы для эссе будут определяться Министерством образования и науки РК. Они публикуются в открытой печати в срок не позднее 10 марта.
Эссе – прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. В содержании эссе оцениваются в первую очередь умение четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные понятия, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать опыт соответствующими примерами, аргументировать свои выводы.
Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли):
-    вступление
-    тезис, аргументы
-    тезис, аргументы
-    заключение.
 
  1. по алгебре и началам анализа состоит из 5 заданий для общественно-гуманитарного направления и 6 заданий для естественно-математического направления и школ (классов) с углубленным изучением математики.
Задания направлены на выявление степени усвоения теоретического материала, понятий и приемов, умения решать задачи, уровня функциональной грамотности. На экзамен отводится 5 астрономических часов.                     Учитывая направление обучения, предлагаем распределение экзменационных заданий в контрольной работе:
1) для классов общественно-гуманитарного направления предлагается 5 заданий: три задания из уровня А, два – из уровня В (3А + 2В);
2) для классов естественно-математического направления предлагается 6 заданий: три задания из уровня А, два – из уровня В и одно задание уровня С (3А + 2В + С);
3) для школ (классов) с углубленным изучением математики 6 заданий: по два задания из каждого уровня (2А + 2В + 2С).
 
Эссе в 11(12) классе оценивается двумя оценками, письменная экзаменационная работа по алгебре и началам анализа – одной.
 
  1. по истории Казахстанапроводится по экзаменационным билетам. Количество составляемых билетов – 25; в каждом билете будет 3 вопроса, из них два вопроса по теории материала по всем основным разделам и темам курса истории Казахстана с древности до нашего времени, третий вопрос – задание практического характера (работа с исторической картой,  терминологией, характеристика исторической личности.
На устном экзамене для подготовки ответа обучающемуся предоставляется не менее 20 минут. Если обучающийся не ответил на вопросы по билету, Комиссия разрешает ему взять второй билет (оценка в данном случае снижается на 1 балл).
  1. На тестирование по казахскому языку в школах с неказахским  языком обучения или тестирование по русскому языку в школах с нерусским языком отводится 80 минут. Тест состоит из 40 вопросов, разделенных на три блока:
-    лексико-грамматический блок – 20 тестовых заданий с выбором одного правильного ответа;
-    блок «Аудирование»  включает 2 текста по 200-250 слов,  10 тестовых заданий, которые имеют несколько правильных ответов;
-    блок «Чтение» состоит из 2 текстов по 200-250 слов, 10 тестовых заданий.  
Выпускник может максимально набрать 60 баллов: за 20 тестовых заданий с выбором одного правильного ответа 20 баллов, 20 заданий  с двумя и более правильными ответами  максимально оцениваются  в 40 баллов.
  1. по предметам на выбор. На выбор выпускника предлагаются следующие предметы: Физика, Химия, Биология, География, Геометрия, Всемирная история, Литература, Иностранный язык (английский, французский, немецкий), Информатика.
Тестирование по предметам по выбору (кроме предметов «Иностранный язык» и «Информатика») содержит 40 тестовых заданий, которые будут максимально оценены в 60 баллов, так как  двадцать тестовых заданий будут  с выбором одного правильного ответа (это 20 баллов) и  двадцать заданий – с двумя и более правильными ответами, которые будут максимально оценены  в 40 баллов. На тестирование по предметам на выбор Биология, География, Всемирная история, Литература отводится 80 минут. На тестирование по предметам на выбор  Физика, Химия, Геометрия отводится 3 академических часа (так как тестовые вопросы предполагают решение задач и построение чертежей).
Иностранный язык состоит из трех блоков:  лексико-грамматический (20 вопросов с одним возможным ответом), блок «Аудирование» (10 вопросов на основании одного текста объемом 200-250 слов), блок «Чтение» (1  текст, 200-250 слов, 10 тестов по тексту). На тестирование по иностранному языку отводится 80 минут.
По предмету «Информатика» экзамен будет состоять из тестирования (20 тестовых заданий) и практических заданий (7 заданий). На экзамен по информатике отводится 80  минут.
           Тестирование проводится в пределах учебных предметовпо тестовым заданиям, разработанными Национальным центром тестирования в соответствии с ГОСО. Центр тестирования составляет базу заданий, доставляет данный материал в органы образования.
В случае несогласия с оценкой, выставленной за экзамен, обучающийся имеет возможность обратиться до 13 часов следующего дня после объявления экзаменационной оценки в Экзаменационную комиссию по итоговой аттестации обучающихся, созданную при городском отделе образования.
Типовыми правилами    предусмотрено освобождение обучающихся от итоговой аттестации в следующих случаях:
- по состоянию здоровья; 
- инвалиды І-II группы, инвалиды детства, дети-инвалиды;
- участники летних учебно-тренировочных сборов, кандидаты в сборную команду Республики Казахстан для участия в международных олимпиадах (соревнованиях).
Досрочная итоговая аттестация выпускников 11 (12) классов допускается в случае выезда обучающихся за границу для поступления на учебу либо на постоянное место жительства и проводится в форме итоговых экзаменов или государственных выпускных экзаменов не ранее, чем за 2 месяца до окончания учебного года.
Выпускникам 11 (12) классов, выезжавшим на учебу за рубеж по линии международного обмена школьниками и окончившим там образовательные учреждения, необходимо пройти итоговую аттестацию за 11-й класс в организациях образования Республики Казахстан. С учетом отметок по предметам, изучавшимся за рубежом, годовых и итоговых оценок, полученных в предыдущих классах в организациях образования, и после прохождения итоговой аттестации им выдается аттестат об общем среднем образовании.
Финалисты программ международного обмена школьников числятся в контингенте общеобразовательных школ, в которых они обучались до выезда по линии международного обмена школьников, на период их полного курса обучения.
Для детей с особыми образовательными потребностямии (далее –ООП), обучающихся в специальных классах общеобразовательных школ вопрос о необходимости проведения итоговой аттестации в специальных коррекционных учрежденияхрешается городским отделом образования в соответствии с медицинским диагнозом обучающихся.
Экзаменационные материалы итоговой аттестации в специальных коррекционных учреждениях разрабатываются управлениями образования.
Для детей с ООП, которые проходят итоговую аттестацию, предоставляется дополнительное время при сдаче экзамена согласно решению Комиссиипо итоговой аттестации обучающихсяв соответствии с рекомендациями школы.
Претенденты на знак «Алтын белгі» будут сдавать итоговую аттестацию в своих школах. Выпускникам 11 (12) класса, показавшим примерное поведение и имеющим годовые и итоговые оценки «5» по всем предметам в период учебы с 5 по 11 (12) классы ипрошедшим итоговую аттестацию по завершенииобщего среднего образования на оценку «5»,выдается аттестат об общем среднем образовании «Алтын белгі» в соответствии с формой, утвержденнойприказом № 39, и знак «Алтын белгі».
До 30 марта 2017 года приказом Министерства образования и науки Республики Казахстан «О завершении 2016-2017 учебного года» будут установлены сроки итоговой аттестации.
Все материалы итоговой аттестации составляются и доставляются Национальным центром тестирования до управлений образования, далее управлениями образования до школ.
Оценивание письменных и устных экзаменов, а также листы ответов тестирования будут проверяться в школе Комиссией по предмету на основании предоставленных им кодов правильных ответов.Материалы итоговой аттестации (листы ответов, книжка вопросник и т.д.) хранятся в школе в течение 3-х лет. 
Каримова Г.Р.

Уважаемые директора, педагоги, родители

и выпускники школ!

Единое национальное тестирование (ЕНТ) призвано обеспечивать независимое внешнее оценивание результатов обучения в школе и объективный доступ к высшему образованию независимо от социального статуса, национальности, пола и места жительства выпускника. Ключевым моментом процедуры должно быть предоставление равных условий для всех тестируемых.

В 2016 году ЕНТ проводилось в 13-й раз и показало свою состоятельность, как независимая оценка знаний и как социальный лифт для выпускников. За 13 лет в ЕНТ приняло участие более 1,5 млн. детей. В среднем за прошедшие годы средний процент выпускников, принимавших участие в ЕНТ составил около 75%.

Приказом Министерства РК от 16 ноября 2016 года № 660 О внесении изменения в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 18 марта 2008 года № 125 "Об утверждении Типовых правил проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся" итоговая аттестация учащихся и ЕНТ разделены на два этапа.

      ЕНТ в 2017 году рассматривается как вступительный экзамен в ВУЗы и как система распределения грантов.

Поменяется формат ЕНТ. Раньше было 125 вопросов по 5 предметам. Из них учитывалось 100 вопросов по 4 предметам, в том числе 3 обязательных и 1 по выбору.

Теперь же по формату ЕНТ 2017 года предполагается 120 вопросов (20+20+20+30+30) по 5 предметам, из них 3 обязательных и 2 профильных, в зависимости от тех специальностей в ВУЗах, на которые планирует поступать абитуриент.

В обязательный блок входят три предмета по 20 заданий: история Казахстана, математическая грамотность, грамотность чтения, которая предполагает проверку умений сопоставлять, сравнивать, обобщать.

Задание по грамотности чтения направлено на проверку способности работать, анализировать различные источники, сопоставлять информацию из источников и делать выводы. Эти навыки выпускнику пригодятся в последующем обучении в вузе.

Задание по математической грамотности направлено на проверку способности абитуриента анализировать, сопоставлять, обобщать, классифицировать объекты и явления.

С профильными предметами в Министерстве образования поступили следующим образом. Все 175 специальностей ВУЗов разделены на 10 комбинаций в разрезе профильных предметов: математика и физика; математика и география; история и география; биология и химия; биология и география; иностранный язык и история; язык обучения, литература и история; география и иностранный язык; химия и физика; история и Человек. Общество. Право. Профильные предметы выпускник должен будет выбрать сам для определения специальности, на которую будет поступать.

Тестовые задания по профильным предметам будут направлены на проверку углубленных знаний по этим предметам, а также умений и навыков широкого спектра:

- устанавливать связь между различной информацией, данными;

- анализировать, интерпретировать информацию, представленную в различной форме (таблицы, графики, диаграммы);

- объяснять, сравнивать, классифицировать, делать выводы;

- сопоставлять и обосновывать свою позицию.

ЕНТ по профильным предметам предполагает два блока по 30 заданий, 20 из которых  - это тесты с выбором одного правильного ответа из пяти предложенных, еще 10 заданий – с выбором нескольких правильных ответов из множества предложенных. К примеру, 2 или 3 правильных ответа из 8 предложенных. Такой подход дает возможность проверить, насколько хорошо абитуриенты знают конкретную тему, а также препятствует заучиванию и угадыванию ответов.

Итак, повторяю: абитуриентам предполагается 120 вопросов. Из них 60 — стандартные, касающиеся математики, чтения, понимания и истории Казахстана. И 60 вопросов разделены на два блока по 30 вопросов, которые будут связаны с будущей специализацией абитуриента. Условно говоря, если он поступает на медицину, 60 вопросов он сдает стандартных и 30 по биологии, и 30 по химии. В остальном процедура - без изменений

Время проведения тестирования составляет 3 часа 30 минут.

Отдельно сдается творческий экзамен, который является профилирующим на некоторых специальностях, например, журналистика.

Как же будет проводиться оценка ответов по всем видам тестирования?

Для заданий с выбором  одного правильного ответа из пяти предложенных присуждается 1 балл, в остальных случаях – 0 баллов.

Для заданий с выбором нескольких правильных вариантов ответа из нескольких предложенных (2 или 3 ответа из 8 предложенных):

- за все правильные ответы  - 2 балла;

- за одну допущенную ошибку – 1 балл;

- за допущенные 2 и более ошибки – 0 баллов.

Максимальный балл, который можно будет получить на ЕНТ – 140 баллов.

Обладатели знака «Алтын белгі», победители и призеры республиканских, международных олимпиад по общеобразовательным предметам и научных проектов сдают ЕНТ на общих основаниях, при этом за ними сохраняется преимущественное право на получение образовательных грантов при равном количестве баллов. (Например, если обладатель знака «Алтын белгі» и не бладатели знака «Алтын белгі» набрали по 122 балла, то грант получит обладатель знака «Алтын белгі». Если обладатель знака «Алтын белгі» набрал меньшее количество баллов, чем выпускник, не обладающийзнаком «Алтын белгі», грант получает набравший большее количество баллов).

Победителям и призерам 5 международных олимпиад (Азиатская олимпиада по физике, Балканская олимпиада по математике, Менделеевская олимпиада, Балканская олимпиада по математике для юниоров, олимпиада «ТУЙМААДА») по общеобразовательным предметам будут выделены специальные гранты.

Ознакомиться с результатами тестирования можно будет на сайте НЦТ www.testcenter.kz после ввода ИКТ и ИИН выпускника. Результаты публикуются на сайте по мере завершения обработки экзаменационных работ в ППЕНТ.

В целях обеспечения соблюдения единых требований и разрешения спорных вопросов при оценке тестовых заданий, защиты прав участников ЕНТ на период проведения тестирования создаются республиканская комиссия по рассмотрению апелляции и в каждом ППЕНТ апелляционная комиссия.

Заявление от абитуриента на апелляцию принимаются в установленной форме до 13 часов дня, следующего за днем объявления результатов.

Заявление подается лично абитуриентом на имя председателя апелляционной комиссии и рассматривается в течение одного дня.

По итогам Единого национального тестирования абитуриенту выдается Сертификат – именной документ строгой отчетности установленного образца, с помощью которого официально подтверждаются баллы, набранные тестируемым во время тестирования.

Срок действия сертификата – до 31 декабря текущего года.

Сертификат выдается в течение 3-х дней со дня тестирования.

На участие в ЕНТ прием заявлений будет осуществляться через ППЕНТ с 10 марта по 10 мая. ЕНТ будет проводиться в СКГУ с 20-го июня по 1 июля.

Остается возможность пересдачи ЕНТ в августе 2017 года и в январе 2018 года на платной основе. Стоимость пересдачи ЕНТ – 2 242 тенге.

Проходной балл в 50 остается без изменений.

Уже сейчас выпускники имеют возможность проверить себя по выбранным предметам. На сайте Министерства образования и науки Республики Казахстан, а также на сайте Национального Центра тестирования (НЦТ) размещены образцы тестов.

Протопопова Т.Н.

03/13/2017