Меню KDT

МЫ ПРОТИВ ВЗЯТОК!


 




Инновации в образовании

О ходе реализации государственной Программы образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы

 

Государственной программой развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы определена главная цель - повышение конкурентоспособности образования, развитие человеческого капитала путем обеспечения доступности качественного образования для устойчивого роста экономики.

Повышение престижа профессии педагога является одним из приоритетных направлений реализации Госпрограммы развития образования до 2020 года. Обозначены задачи обеспечения системы образования высококвалифицированными кадрами и усиление государственной поддержки и стимулирования труда педагогических работников. С учетом передового мирового опыта выстроена принципиально новая архитектура мер по повышению статуса педагога.

Положительной тенденцией является повышение доли высококвалифицированных педагогических работников, имеющих высшую и первую категории, от общего количества педагогов.

На начало 2013-2014 учебного года доля педагогических работников, имеющих высшую и первую категорию, составляет  56,5%, что выше запланированного показателя. В связи с внесением изменений в Указ Президента РК от 7 декабря 2010 года № 1118 индикатор изменен в сторону увеличения с 47% на 49% в 2015 году.
    В настоящее время показатель «Доля молодых специалистов, вновь прибывших для работы в организации образования в текущем году, от общего количества педагогов» достигнет - 3,76% (75человек), что всего на 0,74% ниже показателя первого этапа.

Доля педагогов профильной школы, имеющих степень магистра на 2015 год должна быть не менее 10%, тогда как в данное время процент педагогов, имеющих степень магистра составляет  0,80%.

От профессиональной компетенции, системного роста интеллектуального, творческого и общенаучного уровня педагогов зависят результаты образовательных достижений учащихся.

В рамках повышения статуса казахстанского педагога активизирована работа по материальному стимулированию и социальной поддержке педагога. Введены новые надбавки к заработной плате – для учителей первого уровня 100% от зарплаты, второго уровня – 70 %, третьего – 30 %. 114 педагогов прошли новую систему повышения квалификации и получили сертификаты, 23 педагога прошли итоговое тестирование и ждут получения сертификатов. Всего 6,87%  педагогов от общего количества.

От профессиональной компетенции, системного роста интеллектуального, творческого и общенаучного уровня педагогов зависят результаты образовательных достижений учащихся.

Формирование государственно-общественной системы управления образованием идет опережающим темпом.

Начата переподготовка и повышение квалификации руководителей дошкольного и среднего образования в области менеджмента.  За период с 2011 по 2013 годы всего прошли 48 руководителей, из них 23- заведующие дошкольных организаций, что составляет 85% от общего количества руководителей дошкольных организаций и 25 директоров школ, что составляет 65% от общего количества руководителей школ. Показатель по городу выше установочного по ГПРО (50%) в  среднем на 25%.

Совершенствование менеджмента в образовании сопровождается внедрением принципов корпоративного управления.

В 46  организациях образования города созданы попечительские советы.В их функции входит  участие в  решении вопросов  финансирования, утверждения стратегии развития организации образования и другие вопросы управления.

Одним из главных направлений Госпрограммы развития образования до 2020 года является реализация проекта электронного обучения –

e-learning. На первом этапе проекта (2011–2015 годы) запланировано подключение к системе 50% организаций образования, на втором этапе (2016–2020 годы) - 90% организаций образования.

В настоящее время к системе электронного обучения подключены 13 школ города, что составляет 35,1% от общего количества. По ГПРО запланировано на 2015 год подключение 50% школ. Количество учащихся на 1 компьютер составляет 10.

Система электронного обучения включает в себя следующие подсистемы:

- портал организаций образования;

- электронное хранилище ресурсов;

- подсистема управления организацией образования;

- национальная образовательная база данных (НОБД);

Портал организаций образования является единой платформой для всех школ, которая позволяет создавать сайты-визитки и обеспечить размещение всей необходимой информации для пользователей и государственных органов.

Подсистема управления организацией образования автоматизирует работу администрации школы: материально-технической базы, управление аудиторным фондом, управление кадрами, генерацию и составление расписания, разработку и утверждение рабочих учебных планов, составление графиков учебного процесса, расчет педагогической нагрузки и формирование штатного расписания, утверждение рабочих программ и календарно-тематических планов и т.д.

В системе реализованы функции по работе с контингентом учащихся, преподавателей, формирование книги движения учащихся, создание электронного архива и т.д.

Ученик и родители могут просмотреть электронный дневник за любой период обучения, домашние задания и темы уроков, личные комментарии учителей и классных руководителей, СМС оповещения, журнал оценок за четверть и за весь период обучения.

Ежегодно с 2012 года в рамках внедрения системы «E-learning» создана «Национальная образовательная база данных (НОБД)». НОБД является единой базой административных данных по всем организациям образования  и формирует полную статистическую информацию по ним.

Статистическая и административная отчетность формируется на основе первичных данных паспортов организаций образования.

В настоящее время в НОБД собрана вся необходимая информация для формирования произвольных запросов и отчетов по всем показателям и индикаторам ГПРО.

С 2011 года начато повышение квалификации педагогов по использованию и применению системы электронного обучения.

С 2011по 2013 годы на базе АО «Өрлеу» всего 374 педагога городских школ прошли соответствующую подготовку и повышение квалификации по системе электронного обучения.

Реализация масштабного проекта  электронного обучения станет одним

из механизмов инновационного обновления образовательного процесса, направленного на повышение качества образования.

Государственной программой развития образования Республики Казахстан на 2011 - 2020 годы определена главная цель развития дошкольного воспитания и обучения – «Обеспечение полного охвата детей качественным дошкольным воспитанием и обучением, равного доступа детей к различным программам дошкольного воспитания и обучения для их подготовки к школе». Обозначены задачи расширения сети дошкольных организаций, обновления содержания дошкольного образования и обеспечения кадрами организаций дошкольного воспитания и обучения.

Определен целевой индикатор развития системы дошкольного образования – охват детей 3-6 лет организованным воспитанием и обучением, качественной подготовкой к обучению в школе. Охват детей в 2012 году составил 75,70%, в 2013 г.- 76,40%. Данные ниже, чем в предыдущие годы, из-за  новой методики расчёта, введённой МОН РК в 2012 году. Следует отметить, что данный  индикатор  по ГПРО  на 2015 год должен составить  82,5%.

 

Всего в рамках программы «Балапан» в городе действует 51 организация дошкольного воспитания, в том числе 22 государственных и 5 частных детских садов, 18 мини-центров, школа-сад №26, частные мини-центры «Созидание», «Қуырмаш», «Солнечный домик», «Добрая сказка», «Баларман».

Всего контингент детей в ДДУ – 6948. Охват дошкольным образованием и воспитанием  в возрасте от 3 до 6 лет составляет 76,4 %.

Воспитательно-образовательная работа в дошкольных организациях осуществляется 874 педагогами. Из них всего 26,6% имеют первую и высшую категорию и 47,9% педагогов д/о города без категории.

 

 

Планы по реализации мероприятий ГПРО в сфере дошкольного воспитания и обучения предусматривают дальнейшую реализацию программы «Балапан» с продлением до 2020 года.

Задачи предоставления равного доступа к качественному школьному образованию обозначены в Госпрограмме развития образования.  

В городе функционируют 38 государственных  и 2 частные школы (19951 учащийся), из них  5 школ с государственным и 17 школ со смешанным  языками обучения.  Из 40 общеобразовательных школ 4 гимназии и 4 лицея относятся к категории школ, предоставляющих повышенный уровень образовательных услуг, в них обучаются 5276 учащихся.

Занятия практически во всех школах города проводятся в две смены, за исключением НШ №19, НШ №22, «Первой гимназии» и «Первого лицея», где школьники обучаются в одну смену.

По данным ОШ-1 на  1 сентября 2013 года дефицит ученических мест  составляет 1009.  Четыре школы с казахским языком обучения перегружены количеством учащихся сверх нормы проектной мощности.

Для обеспечения доступности и улучшения качества среднего образования укрепляется материально-техническая база организаций образования республики. Общеобразовательные школы города оснащаются предметными кабинетами новой модификации за счет средств республиканского и местного бюджетов.

      Школы города обеспечены 144 кабинетами новой модификации: кабинетов химии-19 (обеспеченность на 51,4%),  биологии-39 (обеспеченность на 97%), физики-36 (обеспеченность на 97%), лингафонно-мультимедийных -50(обеспеченность на 97%) .

Государство гарантирует функционирование малокомплектных школ (МКШ) для обеспечения права на получение бесплатного начального, основного среднего, общего среднего образования детьми, проживающими в населенных пунктах с малой численностью населения.

Решение вопросов поддержки МКШ (предельно низкая наполняемость и совмещение классов, многопредметность в нагрузке учителя, высокая потребность в квалифицированных кадрах, слабая материально-техническая база, недостаточное использование информационно-коммуникационных технологий обучения) предусмотрено в Госпрограмме развития образования до 2020 года.

На территории города функционируют  7  малокомплектных школ, из них 3 НШ и  1 ОШ. На сегодняшний день городским отделом образования запланировано открытие ресурсного центра для основных школ на базе школы №9 с целью предпрофильной подготовки и работы с одарёнными детьми. Рассматриваются варианты прикрепления начальных малокомплектных школ в качестве магнитных к  близлежащим по маршрутам  школам.

Равный доступ всех детей независимо от возраста, пола, национальностей, вероисповедания и состояния здоровья к получению качественного образования через развитие инклюзивного образования является одной из первоочередных задач государственной образовательной политики. Госпрограммой развития образования до 2020 года обозначено проведение последовательных мероприятий в движении от равных прав к равным возможностям в доступе к качественному образованию для всех детей.

В настоящее время в городе 5 организаций создали условия для инклюзивного образования 88 учащихся: СШ№2, СШ№13, ясли - сады «Батыр», «Болашак», «Солнышко», что составляет 7,4% от общего числа организаций образования.

Создание инновационной и полиязычной модели образования осуществляется через расширение сети НИШ.  Базовой площадкой по распространению  опыта НИШ в городе Петропавловске является Казахская школа-гимназия им. Ш. Валиханова. На базе школы ведется системная работа по изучению опыта Назарбаев Интеллектуальных школ.

Дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства. Основная идея дополнительного образования – создание условий для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка, для его самореализации. В Госпрограмме предусмотрено развитие сети и обновление содержания дополнительного образования. В системе дополнительного образования наметились положительные тенденции. Показатель охвата увеличился с 53% до 55,6%. Охват детей школьного возраста художественным, музыкальным, техническим и научным творчеством составляет 16385 детей и  в 204 спортивных кружках занимаются  3060 учащихся.

 

.

Одним из стратегических вопросов интеграции в мировое образовательное пространство является переход на 12-летнюю модель обучения. В течение последних двух лет проводятся заключительные мероприятия по переходу на 12-летнее образование. Проект стартует в 2015-2016 учебном году.  Работа по экспериментальной программе ведётся на основании следующих нормативных документов:

  • Приказ МОН РК от 01.07.2002 г. № 524 «Об организации экспериментальной работы по переходу на 12-летнее образование»
  • Приказ МОН РК от 29.06.2007 г. № 340
  • «О совершенствовании экспериментальной работы по переходу на 12-летнее образование»
  • Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы.
  • Концепция 12-летнего среднего общего образования в Республике Казахстан. 2006 г.
  • План мероприятий по подготовке к переходу на 12-летнее среднее общее образование. № 681 от 19.07.2006 г.
  • Методическое руководство к проведению мониторинга качества экспериментальной работы в классах с 12-летним обучением. 2004 г.

По экспериментальной программе 12-летнего обучения в городе работают 2 школы: СШ №5 (51 ученик)  и школа-лицей аль-Фараби (33 ученика). В рамках подготовки к внедрению системы 12-летней модели в 2015году в данных школах проводится работа по мониторингу качества реализации учебного процесса в экспериментальных классах, обеспечению учебниками, учебно-методическими комплексами. 

Усилена работа по подготовке учителей к переходу на 12-летнее обучение через обучающие курсы по результатам экспериментальных площадок. Тем самым осуществляется последовательный переход на модель 12-летнего обучения. На базе СШ №5 дополнительно  вводится эксперимент «По внедрению критериального оценивания в 12-летнюю школу».

Особое внимание в Госпрограмме уделено оценке учебных достижений школьников, в связи с чем ведутся работы по повышению результативности учащихся  при ВОУД и мониторинговых исследованиях по определению уровня формирования функциональной грамотности учащихся.

В этом учебном году Национальным центром образовательной статистики и оценки МОН РК  проведён 2 этап исследования по оценке учебных достижений учащихся на базе СШ №10 и СШ №20.

При  внешней оценке учебных достижений учащихся особое внимание уделяется определению уровня успешности освоения образовательных учебных программ по естественно-математическим дисциплинам. Городской отдел образования ведёт отдельный мониторинг для определения доли учащихся, успешных по этим дисциплинам. По итогам первой четверти 52,3% учащихся освоили предметы данного цикла успешно (на «хорошо» и «отлично»).

 

 

Единое национальное тестирование – итоговый и определяющий показатель  учебно-воспитательного процесса.

За последние 5 лет процент участия выпускников школ города в ЕНТ ежегодно идет к снижению в среднем на 9,9%.  В 2012-2013 учебном году в ЕНТ приняли участие всего 63,29% выпускников, что на 25,9% меньше чем в 2008-2009 году.

 

Результативность учащихся в ЕНТ в 2012-2013 учебном году выше чем в предыдущем (средний балл -84,31). Прослеживается не только уменьшение процента участия выпускников в ЕНТ, но и  снижение результативности учащихся

 

Определилась тенденция отказа от участия в ЕНТ, в основном, учащихся успевающих на «хорошо» и «отлично», в связи с их поступлением в ВУЗы России.

 

 

Следует отметить, что наибольший процент поступления в Российские ВУЗы в лицеях и гимназиях и двух общеобразовательных школах  города: «Первый лицей»-66%, «Дарын»-63,6%, «Первая гимназия»-60,8%,  гимназия «БЭСТ»-52%, СШ №7-47,4% и СШ №10-42,5% выпускников от общего количества выпускников  каждой школы.  

По данным предварительного трудоустройства в этом учебном году 52%  одиннадцатиклассников планируют поступление в ВУЗы РК,  30% в ВУЗы России и 18% в ВУЗы других стран.

        Городским отделом образования проводится работа по организации профориентационных мероприятий с ВУЗами РК. За период с начала учебного года были организованы встречи с представителями 7 университетов Казахстана.